Dolby ATMOS

Большой зал кинотеатра Наутилус

 

 

 

Компания Dolby давно ассоциируется с аудио. Стюарт Боулинг (Dolby Worldwide – технический маркетинг для кино). Наши инновационные разработки уже более 40 лет применяются в кинематографии в формате Dolby surround 7.1. Мы в уникальном положении, какого не занимает ни одна другая компания. Наши исследования в последние годы были направлены на то, как вывести существующий звук в кино на качественно новый уровень, и что именно нам придётся изменить для этого. 

Если обратиться к эволюции звука в кинопроизводстве и кинопрокате, мы начинаем с моно.

Моно, с единственным динамиком в центре зала за экраном.

Потом мы перешли к стерео. Стерео. Мы добавили ещё два динамика и создали два канала, получив отдельную звуковую дорожку для диалогов, два дополнительных динамика, левый и правый, которые позволяли обеспечить лучшее распространение звука и улучшить восприятие звука в зале.

С дальнейшей эволюцией и появлением объёмного звука мы смогли создать эффект пространственного воспроизведения звука. Эта система объёмного звучания изначально была одноканальной, этот канал был единственным источником звука, перенаправленного через систему объёмного звучания в зрительный зал. Звук в формате 5.1 дал возможность разделить зал надвое (сабвуфер) и получить эффект звукового окружения справа и слева, что позволяло лучше ощутить свободное движение звука в зале.

С появление 7.1 зал разделился уже на четыре части, у нас помимо левых и правых динамиков появились тыловые левые и тыловые правые, то есть теперь у нас были четыре зоны объёмного звука вместо двух, что позволило добиться ещё большей чёткости звука. По логике вещей следующей ступенью эволюции должны были быть версии 9.1 или 11.1 или даже 13.1, но судя по реакции кинопроизводителей, предполагаемое качество звука было бы недостаточным. Мы поняли, что мы должны предпринимать куда более сильный шаг в развитии.

Что если бы мы могли начать заново? Динамики на потолке? Что если бы мы могли вернуться в прошлое и пересмотреть? Всеобъемлющая аудиоплатформа? Способы донесения объёмного звука до зрителя? Упрощённая передача звука?

То, что Dolby внедряет сейчас, представляет собой звуковой формат нового поколения. Давайте сравним как в существующей многоканальной системе перемещается звук по зрительному залу: в 5.1 у на было две зоны, и при необходимости создать иллюзию движущегося объекта, это делалось либо здесь, либо здесь, звук перемещался из одного конца зала в другой. Убедительного эффекта передвижения в пространстве не получалось. 
В 7.1 уже можно было перемещать объект из боковой части зала сначала в правый дальний угол, затем дальше вдоль задней стены и опять к боковой стене. Это создаёт иллюзию передвигающегося объекта, но без должной чёткости и плавности движения. Кардинальное отличие новой системы в том, что мы отходим от использования каналов. С появлением динамических объектов появилась возможность (всеобъемлющая аудиоплатформа) точно перемещать звук в пространстве - так называемой всеобъемлющей аудиоплатформой. 
Теперь вертолёт движется с должной плавностью: он затрагивает динамик номер один, динамик номер два, динамик номер три, динамик номер четыре и эта точность сохраняется когда звук «охватывает» слушателя в зрительном зале. Теперь, размещая динамики над аудиторией, мы можем создать звуковое полое, обеспечивающее полный эффект присутствия. 
Теперь возникает ощущение, что гул вертолёта слышится прямо над вашей головой. 
Зона объёмного звука над головой впервые охватывает верхнюю полусферу зала, которой всегда не хватало. 
Dolby предлагает обрабатывать звук в максимально свободном режиме. Новый формат создаёт единый файл, содержащий метаданные и информацию, сверхмикс 2.02 – 64 в любых комбинациях в точности отражающего идею звукорежиссёра. Это значительно упрощает процесс. Объёмный звук нового поколения будет высоко функциональной системой, способной подстроится к любой существующей системе воспроизведения. Располагая однажды созданным файлом, можно оптимизировать его где угодно. «Единый файл безграничная оптимизация» 

Вы, как кинозритель, вы наверняка заметили, насколько все кинозалы отличаются друг от друга. Их размеры, конфигурация, расположение сидений. При размещении динамиков системы объёмного звучания бывает непросто расположить их в зале так, чтобы обеспечить одинаковое качественно звучание во всем зале. И здесь проявляется блестящее преимущество новой технологии: способность воспроизводить звук с высокой точностью в залах самых разных размеров и форм и с разным расположением динамиков. Это кардинально отличается от всего, что мы делали раньше. 
Стоит добавить, что проект размещения динамиков был создан именно для нашего зала.

Владельцев кинотеатров, как и всегда особенно интересует, как привлечь ещё больше зрителей. Теперь, благодаря новой усовершенствованной технологии объёмного звучания вокруг аудитории и над ней, у них появляется преимущество позволяющее увеличить приток зрителей в кинотеатры. 

С новейшей технологией Dolby мы фактически строим новую магистраль для индустрии в целом. Мы стали для кинотеатров гарантией их процветания, в будущем обеспечив их этой технологией, которая прослужит им значительный период времени. 
То, что мы делаем, радикально меняет не только способ обработки звука но и способ передачи аудио потоков в кинотеатре. Переход от формата 5.1 к формату 7.1 был значительным изменением, но это были лишь пошаговые наращивания возможностей.
А те возможности, которые мы предоставляем вам сейчас, грандиозны. Высочайшая точность, возможность направлять аудио потоки именно впервые куда требуется, в том числе и над аудиторией впервые в истории кинопроката – все это отличительные факторы которых не существовало раньше. Здесь важна реалистичность и яркость ощущений слушателей, но не в меньшей степени – удовлетворение и энтузиазм. Создателей контента, когда мы показываем им в действии некоторые из наших разработок. 

Когда мы видим какой энтузиазм у них это вызывает, мы понимаем, что оно того стоило.